Казахстан — двуязычная страна? О модернизации казахского языка
По мотивам дискуссии журналиста Кенже Татиля и политолога Алмаса Аубекерова.
Введение: почему тема языка снова в центре внимания
Казахский язык для казахстанского общества — не просто средство общения, а вопрос идентичности, исторической памяти и будущего. Поводом для разговора стала дискуссия о том, может ли язык «взрослеть» вместе с обществом и соответствовать вызовам науки, технологий и урбанизации. Главный вопрос звучит так: нужна ли казахскому языку модернизация — и в какой форме?
Что такое модернизация языка
В разговоре модернизация рассматривается не как искусственное «ломание» языка, а как естественный процесс его развития. Речь идет о двух плоскостях:
- Лексике — появлении новых терминов, адекватных современным реалиям.
- Грамматике и норме — адаптации, упрощении и унификации правил.
Примеры из мировой истории показывают, что реформы языка происходили в Германии, России и других странах — иногда сверху, иногда через естественную эволюцию. В казахстанском опыте чаще всего вмешательство проявлялось в реформах алфавита.
Естественное развитие или вмешательство государства?
Один из ключевых спорных пунктов — кто должен «двигать» язык вперед. С одной стороны, язык живет, пока им пользуются миллионы людей; он меняется сам по себе. С другой — есть сферы, где без системной поддержки сложно нарастить полноценную языковую инфраструктуру: образование, наука, медицина, высокие технологии.
В этой логике модернизация — это не директива сверху, а сочетание общественного спроса, культурной динамики и институциональной поддержки.
Наука, технологии и пределы национального языка
Дискуссия затрагивает болезненную тему: может ли казахский язык стать полноценным языком науки? Упоминаются примеры, где даже крупные страны публикуют естественно‑научные исследования на английском. Это не означает отказ от родного языка — скорее прагматичную стратегию международного обмена знаниями.
Звучит мысль о том, что в науке важны масштабы дискуссии: чем больше исследовательское сообщество, тем быстрее развивается область. Малые языки сталкиваются с вызовом ограниченной аудитории, но это не приговор — вопрос темпов и целей развития.
Культура как маркер живого языка
Жизнеспособность языка проявляется не только в академических сферах, но и в массовой культуре. Рост популярности казахскоязычной музыки, феномен тойской культуры и успехи артистов, чьи песни подхватывают слушатели по всему миру, рассматриваются как признаки динамики и открытости языка.
Если язык «застрял», он не способен выходить на новые аудитории. Но когда он становится носителем музыки, эмоций и современной культуры, это сигнал реального развития.
Поляризация и дискурс жертвы
В обсуждении заметна критика позиции, где все проблемы языка объясняются исключительно советским прошлым, «внешними врагами» или отказом отдельных групп учить казахский. Такой подход воспринимается как чрезмерно идеологизированный и мешающий осмысленной дискуссии.
Вместо взаимных обвинений предлагается смотреть на историю объемно: да, были трагические периоды, но были и этапы институционального развития, включая создание академической базы и институтов языкознания.
Двуязычие как реальность Казахстана
Один из прагматичных выводов разговора: Казахстан исторически был многоязычным пространством. Это не исключение, а нормальная для Евразии реальность. Признание двуязычия — не отказ от родного языка, а признание факта и поиск баланса между культурной самостоятельностью и открытостью миру.
Вывод: модернизация как путь, а не конфликт
Модернизация казахского языка — не угроза традиции, а шанс закрепить его место в будущем. Речь идет не о борьбе «традиционалистов» и «реформаторов», а о поиске практической стратегии: где язык должен быть самодостаточным, а где — разумно интегрироваться в глобальные научные и культурные потоки.
Главный итог — необходимость диалога, профессионального анализа и терпимого отношения к разным взглядам. Без этого любые перспективы языка рискуют остаться в идеологическом тупике, а не в реальном развитии.
Комментарии (118)
@BahythzanEsimova
11.01.2025 06:33Не какого двуящычия. Пусть тоқаев со своим двучщычием уберается в рашу. Не легитимные президент ставленник кремля
@zhumagulbeisenbayeva5449
21.11.2024 18:34З4ЖЫЛДА МЕМЛЕКЕТТІК ТІЛДІ ҮИРЕНЕ АЛМАҒАН ҚАНДАЙ БІЛІМСІЗДІК.З4ЖЫЛДА ТІЛДІ ҮИРЕНБЕГЕН КВАРТИРАНТ ӨЗ ЕЛДЕРІНЕ АҚ ЖОЛ АШЫЛДЫ.
@zhumagulbeisenbayeva5449
21.11.2024 18:32ҚАЗАҚСТАНДА ТЕК БІР ТІЛ ОЛ ҚАЗАҚ ТІЛІ❤ ҚАЗАҚ ТІЛ МЕМЛЕКЕТТІК ТІЛ!!!
@yeti-indigo
06.11.2024 11:59Про позицию жертвы совершенно верно сказано, причем опыт многих стран показывает, что она чаще всего еще сочетается с агрессией сельского населения по отношению к городскому и нередко доводит до прямого насилия. То же самое в отношениях между людьми. Многие наверняка замечали, что наши знакомые, которые копаются в прошлом, жалеют себя и ищут виноватых, в то же время склонны к агрессивному поведению и менее эмпатичны.
2@ЖангелдиКосай
04.11.2024 20:59Мынау еки менреу не оттап отыр . Орыстын астынан шыксак ерте АК Бари озгереди .
@user-fq4sv5xw9w
04.11.2024 11:23Языковой вопрос раньше вообще не был политизирован. Сейчас этот вопрос вывели в рамки политики, чтобы создать раскол в нашем обществе.
5@askarhoschanov8235
04.11.2024 10:34казахскому языку требуется модернизация уже давно. Международная терминология должна вводиться в язык без перевода. Нужно убрать кривые русизмы типа батинке, устел и тд
@dimONdimOFF
04.11.2024 09:59спасибо, что навалили базы, я согласен с вами
@uzturk6173
03.11.2024 13:54Вообще не стоит заморачиваться с языком - пусть кто хочет на таком и говорит. Например, многих порядочных русскоязычных людей это может оттолкнуть. А что делать? Например рашка - фашистская помойка, а казахстан выглядит привлекательно за счёт двуязычия, а вы хотите это упразднить.
1@user-yx5vl3ki3x
03.11.2024 13:07Мы, что, лучше всех живем? У нас других проблем нет , кроме этой? 😮
2@АсиарАргын
03.11.2024 12:51Есть классная московская методика изучения языка, спасибо москвичам! Любознательным казаКтарга для 100% изучения государственного казаКского языка всем 100% четырём дружным жузам РК (старший жуз бизнеса, средний жуз ханский, младший жуз воинов-Батыров и 4-ый жуз дружных этносов РК неказаКской национальности) 20 миллионного трудолюбивого казаКского народа, состоящего из 4 дружных жузов, не надо придумывать велосипед, а следует воспользоваться грамотной московской методикой и применить её здесь и сейчас в РК. В итоге 20 миллионов казаКтар заговорят на казаКском языке.
@АсиарАргын
03.11.2024 12:29Интересно, есть ли кто из тех, кто по неоднократным, ежегодным, миллионы тенге стоящим народных денег, госпрограммам на коррупции для знания и изучения государственного казаКского языка, купил себе апартаменты в дубае. Как будут действовать власти РК по шести материалам журналистов про дубайских воров, какие меры принимаются???, бывшие члены (о, гордость, смех и грех, Аллах накажи их до 7 поколения) казаКского правительства шикуют в домах, стоимостью каждый в миллиарды долларов за народные деньги, а народ живёт и существует на 85 тысяч тенге, и ещё платит налоги за дубаевцев...
1@АсиарАргын
03.11.2024 12:07Модернизация казаКского языка произойдет безболезненно, быстро и сейчас, сегодня с 1 ноября 2024 года в том случае, если революционно с 1.09.2025 года ПЕРВОКЛАССНИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАКСТАН пойдут первый раз в первый класс на государственном казаКском языке, ясли и детские сады, колледжи, пту и т.д. и т.п. также перейдут на государственный казаКский язык; параллельно все, кто не владеет государственным казаКским языком дружно начнут изучать язык на бесплатных курсах ИНТЕРНЕТА, пользуясь новым тюркско-казаКским алфавитом на латинице; это ведь это борьба за наше будущее, здоровье 20 миллионного трудолюбивого казаКского народа против деградации, дебильности, идиотизма, кретинизма, маразма, беспамятства и тупого беспредела!!!
@АсиарАргын
03.11.2024 11:22Бир неше мын жылдар бойынша улы дала казаКтары бостандыкта, тауелсиз елде турган, бакытты болган, баска , шет елдерди баскарган, ((жетим бала уйлери, жетим карттар уйи, турме деген пале казаК елинде болмаган)), сосын еки гасырдан аса казаК тилин жойган немис петя мен катяга жане совокка казаКтар ериксиз кул болган; Мемлекет ретинде, деколонизациядан отпей, курбан болган бес миллион жасамды ашаршылыктын репарациясын алмай, уры калмактар 33 жыл тонаган халыктын каражатын кайтармай, алга казаК халкы басалмай отырган сиякты. Спикерлер, мемлекеттик тилде сойлендер!!!
@АлибекОразаев-ъ7л
03.11.2024 07:14Ходьбы поздоровался Қазахша
@qazaq091
01.11.2024 15:03Как с вами связаться и сказать свою точку зрения на это обсуждение? 😊
1@ceslavtolic8124
01.11.2024 13:33Кто-то в комментариях написал, что в СССР был нанесен урон казахскому языку. Неправда, именно в СССР казахский язык вышел из сферы сельского общения на политический уровень. Был создан алфавит, началось обучение на языке в начальных школах, стали печатать газеты и книги на языке. Если бы казахам не навязали новый режим, как некоторые говорят, казахи до сих пор вели кочевой образ жизни, как это делают в Монголии. Второе. Казахский язык -это язык общения в быту. Не было ни литературоведческой, искусствоведческой, ни научной лексики. Потому и возникло двуязычие. двуязычие. Отказаться от двуязычия - это оторвать себя от мировой культуры, обречь себя на прозябание в средневековье.
5@qazaq091
01.11.2024 12:1028:27 чувак сам себе противоречит То есть отсталость и архаика казахского языка для него это оправдание говорить на казахском языке и говорить русском? Для чего нужен родной язык, если ты его можешь использовать тогда когда тебя просят и ты сам это противишься. И я сомневаюсь что этот чувак знает этот свой родной язык. И топит за модернизацию казахского языка, которого он даже не знает.
@qazaq091
01.11.2024 11:44Традиционалисты не 10:33 против обновления казахского языка, вы не правы. Они как раз так за чтобы этот прекрасный язык развивался во всех сферах без каких либо изменений.. Он итак развит Развивать надо в том плане: 1. Переход на латинскую графику 2. Отход от привязанного к русской грамматике правил русского языка и обновление методики обучения казахского на основе собственных законов казахского языка 3. Сделать казахский язык не переводным языком как сейчас а развивать во всех сферах экономики и писать и говорить на нем. 4. СОЗДАТЬ ЗАКОН КОТОРЫЙ БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬ КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК И ГОВОРЯЩИХ НА КАЗАХСКОМ ВНУТРИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Вот это и есть обновление и модернизация казахского языка. Вот чего не хватает ❤❤ Қалғанның бәрі қырт әңгіме.
@ЮрийАн-л9н
01.11.2024 11:43Как запрет на русский язык улучшит жизнь казахов?
5@qazaq091
01.11.2024 11:348:26 казахский язык это не язык космических технологии потому что казахи не развивают это направление в своей экономике, и далеки от этого, соответственно и казахский язык вместе с казахами будет далёк от этого явления Уровень развития языка зависит от уровня развития общества - нации в котором идёт процесс развития или деградации!
@qazaq091
01.11.2024 11:27Казахскому языку не требуется модернизация и обновление - казахский язык итак развит и может обеспечить во все времена. Так что не надо ничего не надо менять.
1@Укибай-щ4ь
01.11.2024 10:28Неге қазақша айтпайсыңдар,студиядан шығып кеткен кім Смағұл Елубай ма
@gulnarauslu5428
01.11.2024 10:08Что значит:казахский язык-не язык новых технологий 🤷♀️🤦♀️🤯? Что за бред вы несёте? А какой язык тогда?
1@ShonbasovTolebai-ku7wm
01.11.2024 09:11Қазақ тілі болу керек, мемлекет тек қазақ тілінде даму керек.Бұл қазақ ұлты керемет дегендік емес бұл қазақ ұлты қоқыс екінші сұрып мигрант болмас үшін.Ұлтың жаманы жоқ.
@БахытЕсимова-и4л
01.11.2024 08:55Казахстан это не спорная территория, это страна КАЗАХОВ. И С ДВУЯЗЫЧИЕМ НАДО БЫЛО КОНЧАТЬ с развала совка. Страну положили под русский мир и рашу по настоянию американских сионистов.
@СанатАбдулланов-н4к
01.11.2024 08:22Раздрай ! Это программа служит интересам рашы !!! Умным лицом сидите и пургу несете! У нас сама Власть Вассалы путлера. В Конституции Қазақстана статья 7.1 написано: Государственным является Қазақский язык. Точка. Начиная Президента , Правительства , Телерадиовещания и т.д нарушает Конституцию Қазақстана . Эти существа или диверсанты , или агенты влияния российской империи?!!!
2@АлмаКенжина-э1р
01.11.2024 07:31Модернизация имеет ввиду что не так как сейчас а по другому надо донести, изучать. Вот это имееться ввиду.
@ЖандарбекАскаров-т1э
01.11.2024 07:28Пустая бочка громко звонить вы бы лучше свои уровень знали бы
@ЖандарбекАскаров-т1э
01.11.2024 07:26Чаадаев русскии народ нету прошлого настоящее страшное будущего нету
@ЖандарбекАскаров-т1э
01.11.2024 07:23Двух язычников только змея
@botirkhakimov8194
01.11.2024 06:53Мне кажеться пока вы разговариваете сидя во всех многих подкастах своих, никогда не можете смело защищать и поставить на лидируещие положение вашего родного языка. Это ахраичный языкб казахстан это где на двух языках разговаривали всегда. со стороны это очень очень не патриотично.
@botirkhakimov8194
01.11.2024 06:46В Германии и в Индии прешли на или используют английский язык по анологии и в Казахстане тоже надо использовать какой нибудь (Русский) это не правильный путь.
2@Avraam_dada
01.11.2024 05:56Разговор у них не о чем. И это демагогия утверждать, что якобы архаический язык невозможно использовать для науки. Ложь. Иврит евреи возродили и эту древнюю архаику с успехом используют в израильской науке. И кто может утверждать, что древний иврит не справляется в научном плане? А казахский язык требует усовершенствования именно в плане избавления от навязанных русским языком, а также предыдущим влиянием из-за арабской графики искажений. Например из-за русского языка буквы "к" и "г" во всех заимствованных словах нарушают сингармонизм казахского языка. Объясню. Буквы "к" и "г" могут использоваться только с мягкими гласными(ә, е, ө, і, ү), а с твердыми гласными(а, о, ы, ұ) используется "қ" и "ғ". В русском языке нет мягких гласных и поэтому "к" и "г" используется к твердыми гласными и заимствование этих русских слов без изменений нарушает архитектуру казахского языка. Примеры приведу. Вместо компьютер правильнее кәмпүтір, трактор – тырақтыр, коммунизм – кәмүніс, газ – ғаз, шланг – шіләңгі, банка – бәңкі, банк – бәнік. Это может непривычно для русскоязычного слуха, но для казахского слуха это идеально и правильнее с соответствии законом сингармонизма казахского языка. Также лишняя буква "и" не упоминалась в разговоре. И это тоже важно. И какая буква – твердая или мягкая? Тиін или тиын? Все дело в том, что буква "и" это дифтонг – ый или ій. Тогда тиін – тійін, тиын – тыйын, сиыр – сыйыр, силық – сыйлық, табиғат – табыйғат, құдағи – құдағый, би – бій, билік – бійлік, тиым – тыйым, шкаф – ішкәп, композитор –кәмпізітір. Все четко стало на свои места. Вот об этом и надо говорить. В якутском языке не стесняются видоизменять заимствованные с русского языка слова в соответствии с сингармонизмом. А у нас стесняются это делать и используют без изменений русские слова. В русском языке также видоизменяют иностранные слова. Уошингтон – Вашингтон. Уәлихан – Валихан, Уотсон – Ватсон, Шымкент – Чимкент. И это правильно для русского языка. Например с правилом "жи, ши пишется с буквой и" нельзя писать в русском языке Шымкент, а надо Чимкент. А мы сами стесняемся видоизменять заимствованнын слова с соотвествии с казахсеой архитектурой языка. Ахмет Байтурсынов не стеснялся и правильно делал: поезд – пойыз, конфета – кәмпит. Но мы упустили этот момент.
@user-gb0000sadko
01.11.2024 05:26Л. Гунны. Фальсификаторы. Юрты делают строго из промышленного войлока и брезентуха, Цеолофан. Из ручной работы кошмы и месяц не простоит. Найдите в Монголии хотя бы одну Юрту. Исторический ФЕЙК. Новодел 100 %. Запрещаю Чинайскую экспансию. Всем пиратам покинуть Континент. Главарей Пиратов казнить. Запрещяю Морское право на Континенте. Да будет так. Я Соверен, Человек.
1@Granddad85
01.11.2024 04:42Проблемы казахского языка надо обсудить на казахском языке на котором имеются проблемы. Если казахский язык не применяется во всех сферах жизнедеятельности государства то у него обязательно будут проблемы.
3@Medigat
01.11.2024 03:47Ведущий обвиняет традционалистов в консерватищме, а сам при этом, судя по тому как выражает свое отношение к явлениям советского прошлого, явный совок. Он не замечает свою совковость.
1@никола-у5б
01.11.2024 03:07тема очень интересная спасибо
@АдилбекОндыбаев
31.10.2024 21:22Тіл бар жерде ❤ казагым❤ бар 🎉
@АдилбекОндыбаев
31.10.2024 21:02Әр казагым өз тілінде сойлеыйык
@ТатьянаКоновалова-д5п
31.10.2024 20:43Русский язык не возможно упростить за счет букв. Пусть нет бувы ять в слове но но есть на одно слово 12 слов которые обозначают одно значение и их можно прмменить в разговорной речи или слова узкоспециализированные. Богат и могуч русский язык.
3@ТатьянаКоновалова-д5п
31.10.2024 20:36Модернизация это обогащение.
@Brooklyn_9_9_
31.10.2024 20:11Не нужно пытаться сделать казахский язык международный. Давайте просто будем говорить на нашем языке давайте будем снимать фильмы на казахском! Вы говорите о глобальном масштабе но блин какие масштабы может быть если мы не можем вбыту его сделать
2@Brooklyn_9_9_
31.10.2024 20:08Казахский язык очень тяжело пострадал от советского союза это привело к деградации. Нам нужно срочно заняться этим вопросом на государственным уровнем.
5@qweennew1893
31.10.2024 19:41Бул жерде казактар казакша сөйлескен. Өтирик айт сарт деген баска улт, казак емес. Екеуі не болса соны кыртып, казак тилимизге карсы сөйлеп отыр. Сондыктан буларды орнына кою керек . Кайдагы архаика, казирги заманға сай тил казак тили. Әли көресіңдер барлык білім ілім ғылым бүткіл интернетте керекті жаналыктар казак тилинде болады. Казак тилинде сөйлемейтін оны түcінбейтин адамдарга казак тили жайында сөйлеу пикир билдиру кате.
2@diplombezmozga
31.10.2024 18:48Смотрят молодые, прогессивные на то, что творят в правительстве на казахском языке и бегут из Казахстана!
2@ТайбайБекболатов-х9к
31.10.2024 18:16Оттауды қойып .., бәрін түгел , Қазақ тіліне көшіретін мезгіл келді..! ЖАУ тілінде сөйлеген баланың , ден саулығы болмайды..! Бекболат Т.С.
3@XYZ007-g6y
31.10.2024 18:07Из за таких как Вы и не видны результаты.
1@XYZ007-g6y
31.10.2024 18:06Русский язык - никому не нужен кроме нас бывших совковских
1@XYZ007-g6y
31.10.2024 17:55Казахи никогда друг друга не называли сартами Не манипулируйте историей, не путайте понятия. Казахский язык не архиака, а одна из сохранившихся ветвей тюркского языка. Создается впечатление, что Вы не владеете ни историческими, ни лингвистическими знаниями.
5@devtv9377
31.10.2024 17:50Орыс тілділер бәрін білгіш, талқылағыш.... Қазақ қой, түсінер ... десең үнемі ақымақтық танытып орысша сөйлеп болмайды
3@НурланБайболов-о6з
31.10.2024 17:43Бұл мәңгүрттер қазақ тіліне жол бермейді,уиткені қазақ тілі өз орнын алса булар боқ сасып жұмыссыз қалады.Бүлардың ісі уақытты созып қазақ тілін басып тастау,не деп бөсседе Қазақ тілі жеңеді.Тезірек латын әрпіне көшу керек.
@ATILLA_7
31.10.2024 16:40ОРЫС ТІЛІН АРАПША АЛМАСТЫРАДЫ. 🐷🍽️
1@ATILLA_7
31.10.2024 16:3930 ЖЫЛҒЫ МЫЛЖЫҢ
1@ATILLA_7
31.10.2024 16:38КЕТІҢДЕР.
1@ATILLA_7
31.10.2024 16:30СОҒЫСАСАЛАЙЫҚ 🐷🍽️😴
1@Gaidarification
31.10.2024 16:24Слабенько, оба собеседника темой не владеют. Болтают обо всем и ни о чем
5@jasdin9411
31.10.2024 16:01Ресей қоқан-лоқы көрсетпесе баяғыда бәрі қазақша сөйлеушеді
1@ТәкенСәрсембаев
31.10.2024 15:32Мына екеуі қазақ тілінің мәселесін орысша талқылап отыр. Кім үшін? Неліктен? Күмәнім жоқ, екеуіде қазақша білмейді. 😅
21@СаидаШапко
31.10.2024 15:30Великолепный подкаст. Ведущий и спикер очень образованные, концептуальный подход к теме. Азамат, молодой, но с хорошим бэкграундом, умение системно мыслить, делать выводы, анализ, критическое мышление на высоком уровне. Два интеллектуала.
4@endless820
31.10.2024 14:50Казахский Познер 👍🏼👍🏼👍🏼
@Мади-ж2ж
31.10.2024 14:44Это контент для внутренней аудитории? Если это так, то это передача для бабок ждунов ВС РФ Только что видел по ютубу. Берёт интервью зарубежный блогер у русских старушек из г. Актобе. Где они поочередно хвалят президента РФ, и одобряют войну РФ против Украине
1@КалуТоктабулатов
31.10.2024 14:44Развитие любого национального языка происходит при наличии отрасли национального книгоиздания, и СМИ. Заглянем в корни истории зарождения печатного слова в Европе и в Московии- России- СССР. В первом первопечатником был Гутенберг, изобревший печатную машину на основе частной инициативы в море частной собственности. Через 20 лет по всей Европе его скопировали более 400 частных типографий, и это в будущем заложило основу для развития многих национальных языков, французских, немецких, английских, польских, шведских, испанских, португальских и т.д. Не так пошло в Московитском- евразийском пространстве. Якобы первый русский первопечатник Иван Федоров на самом деле являлся наемным менеджером с Краковским дипломом, нанятый как специалист первым русским царем Иваном Грозным. Как раз этот царь учредил первую государевую типографию и с тех пор так или иначе монополия власти и собственности вкупе с монополией всех последующих медиаресурсов и русского языка господствовали пять веков над Евраазией, подавляя языки многочисленных малых народов империи. Ну хорошо, все это в прошлом, суверенному Казахстану уже 32 года, а государственный казахский язык все еще в быту, в сфере ауыл шаруашылық, а в городах может быть окупировала сферу тойхана и сырахана. Научным, отраслевым, производственным, бизнес языком казахский так и не стал. Отсюда вопрос, почему? Потому что на этом языке нет ни технической, ни медицинской, ни отраслевой книги. Отсюда, даже те, кто заканчивал казахские школы, идут в колледжи и университеты, а там опять книги по профессиям на русском. Если есть переводы на казахском, то они ужасные , проще читать на русском. Нет национального книгоиздания. Именно рыночного. А есть его суррогат с коррупционным душком, называется мемтапсырыс, госзаказ, тендер. И под ней существуют Атамура, Алматыкітап, Мектеп. Чужие там не ходят. Отсюда монополизм, олигархат в книжном деле. Заточенный под вертикаль власти и готовый выпустить любую агитпроповскую макулатуру. Национальный книжный рынок мы убили руками второго министра информации и культуры Алтынбека Сарсенбаева, приватизировавшего и разбазарившего 1560 книжные магазины бывшего Қазақкітапа в 1997-1999 годах. Спрос и предложение на этом рынке разорвано, подозреваю, умышленно. Издатели остались без рынка сбыта, писатели без гонораров, а читающая нация без книжных магазинов, особенно в 160 районных центрах и 27 моногородах по типу Хромтау, Кентау, Аксай, Жаңаозен и т.д. Зато появились как и при Иване Грозном тысячи трактиров, Алкомаркетов, 80% алкогольного рынка контролировал ныне покойный Болат Назарбаев. Отрасли дали налоговые послабления, акцизный налог был меньше в три- четыре раза, чем в России. Отсюда бурное процветание отрасли и первое место по пьянству среди мусульманских стран. А вот отрасль книгоиздания и СМИ с самого начала на зарождающемся рынке обложили НДСом, а вот с государственных СМИ этот вид налога убрали. И это сделал первый министр печати Қуаныш Султанов. Все под вертикаль власти под Назарбаева. Казахский язык блуждает в трех соснах и эти условия создал авторитарный режим Назарбаева.
6@ниязбеккалимов
31.10.2024 14:39Қазақ тілінің тағдырын шүршітше қыртып талқылағандарын не?
5@endless820
31.10.2024 14:23Кенже ага вы лучший , новый герой 🫱🏼🫲🏽👋🏻✊🏼👍🏼 хорошие темы обсуждаете
3@рыцарь-я5с
31.10.2024 13:19Единственный государственный язык Қазақ тілі ☝️. Будущее русского языка в Казахстане нет.
6@MarsMerkuri
31.10.2024 13:14Бұл екеуі кімдер өзі?Турлеріне қараса қазақ сияқты,тілдері ыңғайсыз екен,өздеріне сәйкес келмейді.Шет тілі керек пе,лучше англиский,чем русский
4@МайкА-л5п
31.10.2024 13:10Қазақ тілі жасасын
8@lazzatmak
31.10.2024 12:49Они специалисты в какой сфере? профессора по космической технологии или профессора-лингвисты?
3@serzhan2654
31.10.2024 12:02Екі қазақ орысшаны ұрып отыр міне мемілекет
1@Ердеева
31.10.2024 11:52В комментариях тупые недалекие люди я смотрю 😂 вы слушайте, они же не говорят что казахский отстал, это наши реалии, наш язык не самый продвинутый, себе хоть не врите. Неге соншама намыстанасыңдар? Шындықты айтып, мәселенің шешімін іздеп отыр ғой. Қандай білімсіз адамсындар, танғаламын 🤦🏻♀️ өздерінен бастап, қазақ тілде оқып, әдеби таза тілде сөйлей бастаңдар біріншіден. Отырып диктант жазсаңдар 1040 қате жасайсындар ғой. Оқы және оқы.
3@Gal-x1m
31.10.2024 10:48Модернизировали уже экономику. Результат на лицо. Оставьте в покое казахский язык. Он сам медленно и верно будет развиваться.
11@МаратЖубангалиев-в4е
31.10.2024 10:26Екі мәнгүрт Қазақша сөйлеңдер Қазақша білмейтіндерді жұмысқа алмау керек
5@ХалилМаденбай
31.10.2024 10:25Отыз жыл өтті әлі жүрсіңдер керек пе керек емес пе қазақ тілі деп
5@НинаТуракова
31.10.2024 10:20О чем вы говорите! Иностранцам нравится именно как звучит казахский язык, изучают его, пытаются говорить. Именно Димаш способствовал этому. Песни казахские давно звучат, тот же Кайрат Нуртас их поёт, но, именно после Димаша мир запел по - казахски, стал интересоваться культурой, традициями нашего народа. Даже сами казахи стали по другому относиться к своему языку. На казахском языке легче договориться, призвать к совести, в общем, дипломатичный.
11@laumian-qz
31.10.2024 10:15Модернизация языка это вынужденная мера во времени, такие изменения пережили даже арабский, который не имеет ничего общего с тем, на котором говорили 60-70 лет назад на арабском полуострове.
@Имран-м4ы
31.10.2024 10:07Говорите вы ! ! А стыдно мне!
4@ГражданкаНеба
31.10.2024 10:07Эксперты 👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏УМНИЦЫ !!! У ВАС ЕСТЬ УМ И ЧЕСТЬ.
2@qazaq5545
31.10.2024 09:59Вообще-то ,,главный тормоз,, в развитии и в превосходстве языка страны, это коррупция. Если бы её ,,ускоренить,, хотя бы до минимума, то страна бы развилась, пришла бы истинная демократия и проблемы существующие на данное время с госязыком решились... Поболее выделялось бы финансовых ресурсов для изучения, переводов техической, научной и др. литератур...Даже гости или туристы, хоть и временные, старались бы изучать Госязык Развитой страны...
4@ИбраймбекСаттарбеков-ь1е
31.10.2024 09:57Спикер не понял тему разговора. Да, надо модернизировать казахский язык. Тіліміз заманауи ғылым тіліне дейін өсүі, жетілүі керек.
9@Раушан-р2ю
31.10.2024 09:53Қазақ тілі жасасын.
28@user-nd8td4jl8q
31.10.2024 09:46ҚЫТАЙ МЕН ОРЫС, АТА ЖАУЫҢ
4@заразарап
31.10.2024 09:32первое нужно для госслужащих вести обязательное это знание гос языка,проверить их,при поступлении на госслужбу,и те кто уже работает,тогда он станет престижным,второе нужно больше фильмов на госканалах на каз яз,передач,третье отменить сдачу ент русского языка,для каз классов,что за фигня? сдаем руский язк,четвертое гранты давать на каз яз обучающихся,за исключением медицины и тп,,,,а такие как учителя журналисты и тп,пусть учатся на платном,,,,,постепенно русские классы с погружением программу сделать как в нише
8@dosel671
31.10.2024 09:17КНБ надо обратить внимание на этих людей, поступление денег, одним словом взять на разработку,у кого есть возможность напишите на них в КНБ
2@СагилаКуныс
31.10.2024 09:05Ұнаса да, ұнамаса да, қазақтар екі тілді жұрт болып отырмыз!👎
@vivophone5369
31.10.2024 09:03Автор осознанно или неосознанно подыгрывает на руку тем кто игнорирует язык казахского народа и государства живя в Казахстане, и среди таких "псевдоказахстанцев" немало притаилось тех кто воспринимает независимость казахского народа от бывшей метрополии как "кость в горле"
6@ВиталийВентура
31.10.2024 08:45Если вы не языковеды и не специалисты, то не лезьте своими глупыми измышлениями.
3@ВиталийВентура
31.10.2024 08:41Смешно когда маргиналы как эти обрусевшие азиаты шала-орысы называют казахов разговаривающих на казахском языке архаичными.
@user.shapyra6ty
31.10.2024 08:17Казахстан стал двуязычной страной. Как в страну стали переезжать оралманы. До этого это была русскоязычная страна на 95%.
1@Bayboran
31.10.2024 07:57Екі тілді Халықтың Екі Ділді деген сөз Бұл Халықтың Болашағы Бұлұғр Түбінде Едіге Аирылуы мүмкін Егер Қазақ елі Толық Тәуелсіз ел Болашағы Жарқын Болсын десе Тек Бір тілді Бір Ділді Бір Идеялы Унитарлы Ел Болуы керек Көрші Отарлаған елдің Шалғаиына Жабыса бермеи Оның үшін Демократиялық жолға түсіп Билікке Бұрығы Колонизацторға Қызмет еткен КГБ Комунист Комсомолец Болған Окупанттар Тілінде Сөйлеитін Ескіліктің Қалдықтарынан Құтылып Орнына Қазақ тіліді Тәуелсіз Оилы Патриот Жастар келуі керек Әйтпесе Қазақ елінің Тәуелсіздігі Құрдымға кетеді Екі тілді деп Мақтану Ол Барып тұрған Сорлылар Бишәрәлық Құлдық сана Еш бір Азат Оилы Рух Биік Халықтың Оиы емес Окупанта тілді Сөилеу Өз Тәуелсіздігін Моиындамау Құл-Құтандық сана Бұл Ақиқат һәм Шындық Кім Не десе О десін Шындық Осы
11@Алаш-е6ф
31.10.2024 07:26Апшу бастардың басқа жұмысы жоқ өңшең шошқалар тілден өздерібір ауыз дұрыс сөилеи алмаиды орыс тілі ол қлдан құралған эсперанто тілі
2@ДалханТамабаев-и2г
31.10.2024 06:37Бұл тақырып тек қазақ тілінде жүруі керек. Неге шетел тілінде талқылап отырғандарың түсініксіз. Ал модернизация, тілді дамыту үнемі жүргізіліп келеді.
19@АлияКасымова-у3т
31.10.2024 06:35Орыс тіліне қатып қалмай, ағылшынша сөйлеңдер..
31@--myopinion4176
31.10.2024 06:19Наши тупые ученые -филологи и жепутаты и т.п за 33 года не смогли даже технические слова на казахский перевести?
@ХанКене-ю9д
31.10.2024 06:14Казахстан независимая суверенная страна!!! Есть родной гос. язык Казахский!!! Поэтому нужно развивать гос. язык!!!! Чужой русский язык нам ненужен!!!!!!
47@Al-pa-Qas.
31.10.2024 06:05Ешқандай модернизация тағы басқасы керек емес. Сендер сиақты екі қазақ отырып алып сөйлесетін бағдарламаларды қысқарту керек. Орыс тілі 30% қазақ тілі 70% болу керек. Бәрі түсіну үшін жеп орысша сөйлеп орыс түсіреді. Сонда қазақтарды неге ойламайды.
12@--myopinion4176
31.10.2024 06:04Нет. Мы Россия -2 или Азиатская Россия все на русском?
@Алаш-п6ы
31.10.2024 05:56Очередное бла -бла русифицированых манкуртов.
2@tajimon2574
31.10.2024 05:49Казахи как правило двуязычные, а аот русские нет. Они игнорируют казахский язык и не желают учить государственный язык. Русские как были имперцами и шовиками, так ими и остались. Смерть русским оккупантам !
1@CJIA60HEPBHblU
31.10.2024 05:44Высокопарные о развитии языка. А культура, наука, общество должны подождать в сторонке? У нас культурно и морально нищее общество, куда там оно самостоятельно разовьет язык?
1@Swlw949
31.10.2024 05:43Құдайға шүкір, қазір ҚАЗАҚША сөйлейтін жастар көп сендердің рустарыңды білмейді де, және өте білімді сен екеуің ПРОСТО ауырусыңдар......?????
16@musaphar6455
31.10.2024 04:18Технологические страны и их языки всегда будут доминировать в мире ,фундаментальная наука двигатель языка .
8@torejantarazi4112
31.10.2024 04:17Отыз жылдың ішінде тіл үйренбегендер, олар квартирант немесе колоборант!
50@ХасанСамигулин
31.10.2024 04:09Казахстан двуязычное общение. Заставлять всех в данное время говорить на казахском приведет к проблемам.
4@toretolegeniskakov3581
31.10.2024 03:51Екi акулак,сепаратисты рассуждайт о Казак Тiлi
2@QaramendiQaŋly
31.10.2024 03:39Қазақ тілінің дамуына шырмауық болып тұрған осы екі мәңгүрт.Рухани Көгілдір.
2@ИслямбекБектасов-о9ь
31.10.2024 03:12Болтовня. Разговоры не о чем.
10@vivophone5369
31.10.2024 01:50Кириллица как и сам русский язык является главным инструментом - оружием имперских кругов кремлёвской власти для доминирования в Казахстане
2@vivophone5369
31.10.2024 01:40Десятки лет прошли после обретения независимости но в реальности в центральных районах Караганды и других русскоязычных городах казахам в собственной стране отказывают в обращении на государственном языке Казахстана
38@vivophone5369
31.10.2024 01:34Чей язык того и страна .., именно поэтому власть русской империи советского формата глубоко осознанно провела русификацию ассимиляцию значительной части казахского народа уцелевшей от физической смерти в результате голодомора и репрессий
22@Braveheartcom
30.10.2024 23:20Қазақ тілі бәрібір басып келе жатыр
48@animal-q7h
30.10.2024 22:58Шектен шықты мыналар
15@VivVivo-wm5oe
30.10.2024 21:06Казахстанда Казак тили Талкыга немесе Тарткыга .салатындай томен жагдайда емес , Ауыл адамдарынынг бариде Казак тилинде сойлеседи , Кала халкы Казак жане Орыс тилдеринде сойлеседи !! Еки тилдеде Казактар еркин сойлеседи !! Енди , Жокаргы Лауазымдагы Ондаган адам Казакша билмейди деп улкен мангызды маселеге айналтыруга кажетшилик жок !!! Лауазымдагы адамдар Казакша билмесе , бул Олардынг жеке айыбы емес , демек Оскен ортасы солай болган !! Кыскаша айтсак , Тил маселесин Саясат куралына айналтыру орынсыз арекет !!! Казакты Шынг бийикке шыгаргыларынг келсе , алдымен Адамга кажет барлык Гылым коздер н , техникалык , медициналық , тагы баскаларын Казак тилине аударып , китап етип дукендерге шыгарынгдар !! Олай истеу колдарынгнан келмесе жок жерден шанг шыгару дурыс емес !! Сурак :-- Билик басында отыргандарга кандай адамдар пайдалы ?? Сауатты адамдар пайдалыма ?? Немесе , не айтсада "дурыс" деп "жалпалактай" жугиретин Сауаты жок адамдар пайдалыма ?? Арине , сонгысы пайдалы !! Демек Билик еш уакытта Халыкты билимди болуга шакырмайды !!!
27@muhtarzulpyhar7520
30.10.2024 21:03Екі мәңгүрттер
14@muratmoldakhmetov7399
30.10.2024 18:29Не довать работу государствых ораганизациях и службу кто не знаеть государствный язык
31@muratmoldakhmetov7399
30.10.2024 18:26У нас только қазақский язык
25@Бекарыс-р4в
30.10.2024 18:25Екі азаматын сухбаты қазақша болса керемет болар еді
11@maxamiroff685
30.10.2024 17:39Казахстан это определенно двуязычная страна и должна остаться такой и мне не нравиться, что казахоязычные деятели такие токсичные и нацелены на постоянный конфликт всем им должны они сделали язык маркером который определяет свой-чужой и по сути разделяет общество которое не способно объединиться, поэтому власть может проводить политику принципа разделяй и властвуй.
12